Ребенок на городской улице – ведомый или полноценный пешеход?

Тема безопасности детей на дорогах городских улиц – актуальна всегда, к ней возвращаются постоянно и неизменно во всех воспитательных и учебных заведениях, начиная с дошкольного возраста. Для родителей проблема дорожно-транспортных происшествий с участием детей, даже чужих, никогда не оставляет равнодушной. Как показывает статистика, количество ДТП, жертвами которых становятся дети, к сожалению, год от года только растёт. Надеяться на то, что с помощью детского сада, школы и работников ГИБДД, с ситуацией можно справиться, по меньшей мере, наивно. Главные воспитатели адекватного и предсказуемого ребёнка-пешехода – это его родители.

Конечно, можно переводить ребёнка через дорогу за руку до 15 лет, но рано или поздно, он столкнётся один на один с шумной, полной машин городской улицей. И это будет опасно не только для него самого, его нелогичность и беспомощность станет угрозой и для других участников движения.

Здесь важно два момента:

  1. собственный пример (как учить),
  2. возрастные особенности детей (чему учить).

Взрослый – это авторитет для ребёнка, и чем малыш младше, тем более непререкаем этот авторитет. А это значит, что родители сами должны быть примером и всегда соблюдать ПДД. Важно не просто сказать «так не делай, делай вот так», нужно объяснить ребёнка, убедить его, рассказать, в чем именно может скрываться опасность. Уточнять у ребёнка, что он уже знает о движении на дороге, насколько он может самостоятельно сориентироваться в дорожной обстановке.

Занимаясь воспитанием ребенка-пешехода, нужно учитывать возрастные особенности его развития, физического и умственного (то, что можно объяснить ребёнку 10 лет, невозможно объяснить трёхлетке).

Итак, что важно знать взрослым об особенностях детей в разные возрастные отрезки, с точки зрения ПДД и безопасности на дороге:

  • С трёх-четырех лет ребёнок может различать автомашину, которая стоит, от машины, которая едет. НО! Ребёнок убеждён, что машина может остановить движение мгновенно, что такое «тормозной путь» понять он ещё не способен.
  • С шести лет ребёнок видит боковым зрением довольно много, но все равно ограниченно (приметно две трети зрения взрослого человека). Это нужно учитывать и учить ребёнка поворачивать голову в ту сторону, в которую он смотрит. Внимание и мышление ребёнка также ещё не достигло развития взрослого: отделить неважное от важного, распределить внимание, резко отвлечься и перенаправить внимание на другой объект – он может не всегда, особенно, если чем-то увлечён (мяч, телефон). Многие дети в этом возрасте не могут определять скорость: кто именно движется быстрее – машина или велосипедист.
  • С семи лет ребёнок твердо отличает право и лево, и, следовательно, практически не путает правую и левую стороны дороги.
  • Уже примерно с 8 лет ребёнок может отреагировать мгновенно, например, на команду «стоп» тут же остановиться. В 8 лет ребёнок может остановиться и не продолжать уже начатое действие, например, начав движение через дорогу, вернуться обратно. Он верно и с точностью может определить источник звука, то есть откуда именно доносится звук. Ребёнок, к этому возрасту, начинает понимать, что существует связь «величина – удалённость – время». То есть, между величиной машины, тем, насколько она удалена, и тем, как быстро до него доедет. Ребёнок понимает, что чем больше выглядит машина, тем она ближе. НО! В этом возрасте, он ещё не может полностью оценить ситуации на предмет её опасности.

Ребёнок на городской улице не ведомый «несмышлёных», а полноценный пешеход, который должен знать ПДД.