Как ночью избежать ослепление водителя встречными машинами

При ослеплении зрительный пигмент разрушается очень интенсивно, потому что зрачок при неожиданном попадании на него слишком сильного света неспособен отреагировать достаточно быстрым сужением, как он делает это днем, когда сила света не колеблется в столь широком диапазоне. По мере восстановления зрительного пигмента нормальная чувствительность восстанавливается». Время восстановления зрения после ослепления зависит от продолжительности действия светового пучка на глаз, от площади ослепляющей поверхности (слепить может и мокрый асфальт) и цвета (красный и оранжевый свет ослепляют меньше, чем синий и зеленый).

Эксперименты, проведенные над 11 ООО водителей, показывают, что среднее время восстановления зрения после полного ослепления составляет 2, 33 секунды. Но, как свидетельствуют исследования французских ученых, 80 процентов водителей начинают различать дорожные знаки только через 6-7 секунд после ослепления, остальные 20 процентов — только через 30-40 секунд. То есть при скорости 90 километров в час они три километра ведут машину почти вслепую.

Раздраженный участок сетчатки после прекращения действия светового раздражителя не сразу возвращается в обычное состояние, а еще некоторое время посылает импульсы в головной мозг. Поэтому иногда после ослепления могут наблюдаться видения или призраки — т. е, то, чего на самом деле нет. Отсюда еще одна причина испуга и неверной реакции. Для борьбы с ослеплением принимаются разные меры.

Первой из них был переход на европейскую систему, при которой фары обещают правую сторону дороги дальше, чем левую. Применяемые в фарах галогенные лампочки освещают дорогу в два раза ярче, но при этом ослепляют ненамного сильнее.

Используются также приспособления, позволяющие во время движения поддерживать наилучший наклон фар. Начато использование трехфарной системы, при которой к фарам дальнего и ближнего света прибавляется еще фара «ближайшего»света для движения в городе, пучок света которой — широкий и симметричный — падает на дорогу совсем понизу, освещая проезжую часть вместе с обочинами.

Кое-где стали продавать очки, предохраняющие водителей от ослепления. Благодаря нанесенному на стекла серебристому слою очки пропускают свет только в одном направлении, и если водитель наклонит голову, они воспрепятствуют ослеплению. Очки снабжены также желтым фильтром, который, в свою очередь, усиливает контрастность и резкость изображения и тем самым улучшает видимость в дождь, туман и сумерки. Следует обратить внимание на то, что затемненные, дымчатые, теплоизолирующие (поглощают 40 процентов солнечной энергии вместо обычных 10) автомобильные стекла от ослепления не предохраняют.

Как показывают эксперименты, после ослепления через такие стекла зрение восстанавливается медленнее, чем в случае с обычными стеклами. Вообще такие стекла внешне эффектны, но пользы от них мало. Несмотря на дороговизну этих стекол, в машине, оборудованной ими, лишь на 3-5 градусов прохладнее, чем в обычной. В Японии сконструировано приспособление, которое излучает на ветровое стекло встречной машины ультрафиолетовые лучи и приглушает падающий на него свет фар, чем также предотвращается ослепление. В Англии все шире стали применять электронные переключатели фар.

По сигналу фотоэлемента, реагирующего на освещенность дороги, автомат переключает дальний свет на ближний, когда машина находится на расстоянии 300 метров от встречной. И совсем простое и надежное решение нашли в США: на разделительной полосе скоростных дорог устанавливают стальные листы, которые полностью загораживают свет встречных машин. В заключение можно сказать, что избежать ослепления помогает правильная регулировка фар (ошибка в один градус может вызвать ослепление или наполовину уменьшить освещение дороги). Но самое важное — взаимная внимательность. С этого давайте и начнем!

Добавить комментарий